Обучение детей архитектуре и дизайну

Обучение детей архитектуре и дизайну

Билет25. Методика обучения конструктивным видам искусства: архитектура и дизайн в жизни человека (8 класс). Интегрированный подход.

«Дизайн и архитектура в жизни человека»  Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.  Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.). Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.  Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств. Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).

!!! ГЛАВНОЕ – ОБЩАЯ ЦЕЛЬ Интегрированное обучение связано с планированием, организацией и проведением специальных уроков по теме, общей для нескольких предметов, Главным в интегрированном обучении является выделение обшей перспективной цели развития учащихся одной возрастной группы, направленной на формирование или совершенствование каких-либо качеств (способностей, умений), а также планирование общих учебных задач для педагогов разных предметов.

ПОДХОДЫ И ЗАДАЧИ Составляющими интегрированного обучения являются три подхода, на которые должна опираться вся педагогическая деятельность в области гуманитарно-художественного образования: экологический, региональный и полихудожественный.

Задачами интегрированного преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла (по Б.П. Юсову) являются следующие:

1. Выход за рамки одного искусства (одного предмета). Отказ от традиционных форм, методов работы с детьми. Привлечение разных видов творческой деятельности, информации из различных областей знаний, природного мира, истории, географии, естествознания и др.
2. Связь с развитием культуры в широком смысле слова: мысль — наука — техника — градостроительство — духовные, культурные, нравственные традиции — искусство.

3. Перенос педагогического акцента с изучения «памятников искусства» на творческое проявление самих детей, на детское творчество как реализацию культурной традиции, как освоение культуры человечества через творчество.

4. Обращение к региональной (близкой) художественной культуре, искусству и родному языку в тесной связи с мировым художественным процессом.

5. Самовыражение в художественно-образной форме.

Следует отличать интегрированный подход к обучению от межпредметных связей. В практике обучения межпредметные связи чаще всего сведены к взаимному иллюстрированию одного искусства другим. Например, на уроке изобразительного искусства детям читают стихи по схожему сюжету, настроению, теме, характеру героя и так далее. Или на уроке литературы показывают картину художника, помогающую лучше понять литературное произведение, представить конкретного героя, пейзаж, манеру одеваться.

Этот первичный уровень можно назвать эмоциональной поддержкой, иллюстрацией определенного настроения, состояния природы. Он самый распространенный и применяется одинаково свободно всеми педагогами в разных возрастных группах.

Интегрированный подход на занятиях художественного цикла, как указывалось выше, предполагает использование не только художественной информации, но и знаний из разных областей наук, которые помогают наиболее полно раскрыть информацию о предмете или явлении таким образом, чтобы у ребенка сложилось общее представление о рассматриваемом объекте (образе, понятии, художнике и др.). Такого рода информация обязательно должна опираться на психические особенности детей, их интересы, память, ранее полученные из других источников знания. Это помогает им создавать свои художественные образы по ассоциации не только с художественными произведениями, но и с другими предметами, ближайшим окружением, природой и миром вообще. То есть у детей постепенно формируется представление о гармонии мира, о жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не противопоставлен этому миру, а является органичной его составляющей.

Так, на уроке изобразительного искусства при восприятии произведений какого-либо художника или писателя необходимо давать материал по истории того периода, в котором художник, писатель творили, дать представление об идеалах того времени, духовных ценностях, мировоззрении, познакомить с документами, которые помогут детям понять художественный образ и язык произведения.

При освоении любого периода истории следует стараться находить темы, созвучные с историей развития и культуры того региона, в котором учащиеся живут, ориентируясь на самостоятельные исследования детей, на осмысление происходящего. Такой подход поможет развивать самостоятельность мышления и стремление к самопознанию.

Например, при восприятии картины на уроке изобразительного искусства можно предложить примеры из другого вида искусства (например, портрет Ван Гога и «Реквием» Моцарта). Таким образом художественно-выразительные средства одного искусства интегрируются, входят в контакт с художественными средствами выражения другого. В этом случае эмоциональный строй того и другого искусства усиливает их родство. Разговор с детьми идет не на уровне схожести сюжета, мотива, характера, а на уровне художественного образа, выразительных средств искусства, философского осмысление творчества.

Например, на уроке литературы для создания наиболее полного впечатления и адекватного восприятия конкретного героя произведения (писателя, художника, композитора) можно предложить фильм, слайды, визуальные путешествия с помощью компьютера для знакомства с пространством, средой того времени, той эпохи, о которой пойдет речь. Такой уровень взаимодействия оберегает ребенка от стереотипов и формирует гибкость ума, позволяет ему подбирать произведения искусства по эмоциональной насыщенности. Можно предложить ученикам, например, нарисовать вкус или запах цветов, настроение героев или аромат воды, воздуха, которые изображены на картине.В промежутках между такими уроками-размышлениями и уроками-осмыслениями обязательно должно пройти занятие, которое позволило бы приподнять ученика над обыденностью. Такие уроки позволяют накапливать творческий потенциал ребенка. После серии подобных уроков на итоговом занятии может произойти своеобразный коллективный творческий всплеск и педагог вместе с детьми творчески проживет эмоциональный подъем, свойственный художественно-образным задачам, которые вместили в себя все рассматриваемые произведения искусства.

ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОРИГИНАЛЬНОГО ПРОДУКТА

Стержневыми понятиями интегрированного направления являются:

а) «полихудожественный» комплексный подход к освоению искусства;

б) акцент на самостоятельном творчестве детей: «живое искусство» и активное действие в пространстве и в среде;

в) искусство как средство изменения пространства: создание определенной эстетической среды относительно времени, эпохи, конкретного человека, по мотивам художественного произведения, для конкретной деятельности;

г) «экология культуры»: традиции, региональные и национальные черты, взаимодействие традиционной архитектуры с окружающим ландшафтом, климатом и занятиями людей;

д) сотворчество педагогов и детей;

е) развивающее, охраняющее здоровье, оберегающее детей обучение.

Следует выделить также главные факторы развития — воображение и фантазия. Система работы должна осуществляться таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы правое и левое полушарие. Но эта способность мозга, к сожалению, часто не учитывается на уроках в школе, особенно это касается предметов естественно-научного цикла. Школа больше озабочена развитием интеллектуальной сферы и недооценивает активную творческую деятельность.

В этой связи предлагается формула развивающего творческого обучения, которая выглядит следующим образом: одновременное развитие на всех предметах школьного цикла логического интеллектуального и творческого мышления.

1. Все дети по своей природе обладают мышлением — логическим, образным.

2. Любой школьник способен осваивать любой предмет на основе логического и образного мышления.

3. На каждом уроке учитель должен опираться на логическое и образное мышление.

4. Объяснение педагога и структура урока должны строиться с опорой на логическое и образное мышление.

5. Все это порождает самостоятельную активность учащихся и одновременную работу логического и образного мышления

6. Такой подход к процессу обучения способствует созданию учащимися оригинального творческого продукта.

При этом движение в обучении должно строиться «от целого к частному, от будущего к настоящему. Понять — значит поставить в связь с целым». Эти слова могут стать синонимом педагогической системы интегрированного обучения, так как любая логика мышления человека требует выстраивания «логики процесса» (А.А. Арсеньев).

Смысл интегрированного направления работы — насыщение занятий искусством, развитие эмоционально-эстетической сферы детей, активизация детского творчества, участие детей в реальном живом процессе порождения искусства (картин, музыки, театрального действия, танца, художественной среды школы). Это направление предполагает, с одной стороны, включение школы в культурную жизнь поселка, города, страны, с другой — преодоление в собственной школьной среде, в семье примет косности, духовной лени, рутины, душевного безразличия и пассивного созерцания, направляет процесс обучения к будущему, к интересной жизни и знанию.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

1. Активизация разных форм художественного мышления учащихся через образы (зрительные, музыкальные, двигательные, слуховые и др.). Это дает возможность почувствовать мир во всем его многообразии, посмотреть на него с разных сторон, тем самым у ребенка возникают различные ассоциации, пробуждается интуиция, чувство, ощущение цвета, звука, движения.

2. Важно вызвать у детей интерес к выполняемой работе. Для этого желательно общаться с классом, с группой, отдельным учеником на «одной волне», постараться почувствовать настроение класса, настроение каждого ребенка и опираться в работе на него. Все это возможно при условии создания доброжелательного климата на уроке.

3. Активизировать внимание легче, когда урок начинается необычно, когда предложенная тема неожиданна, когда с первых минут школьники получают какое-то яркое впечатление. Необходимо постараться найти такие виды работ, такие упражнения для разминки, которые подготовили бы ребенка к прыжку, к полету фантазии. Для примера можно предложить начать урок не со «своего предмета», а с постороннего на первый взгляд материала, опираясь на знания и умения, полученные на других занятиях, у других педагогов.

4. Учитель контролирует ситуацию с помощью подготовленного плана урока, но при этом совершенно не обязательно слепо следовать ему. В зависимости от ситуации можно изменить что-то, дополнить, сменить темп. Важно всегда помнить, чем необходимо закончить урок, постараться завершить его совместным обсуждением проделанной работы.

5. Среда в классе, аудитории должна быть художественно организованной. Для этого в зависимости от темы, характера урока можно создавать соответствующее оформление рабочего пространства, дополнять его какими-то деталями, придумывать цветовые эффекты, изменять расстановку мебели.

6. В завершение урока — подведение итогов, акцентирование внимания на тех открытиях, которые были сделаны, тех идеях, которые были созданы, сочинены, изображены, проиграны, тех предметах, которые были сконструированы на уроке конкретными учениками. Обязательно похвалить тех детей, которые высказали свои мысли, свои представления, вывели свои законы, сделали собственные открытия.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64953. Научная статья Знаменный комплекс в военно-политической культуре средневековых кочевников Центральной Азии 126 KB   Предметом исследования данной статьи является такой феномен военно-политической культуры средневековых кочевников Центральной Азии имеющий ярко выраженные корни в этнографическом субстрате как знамя или знаменный комплекс. От этого значения идет ряд производных например... 64954. Научная статья Ненайденные монеты Каракорума 172.5 KB   Распределение найденных монет собранных на любом городище по датам их выпуска и месту чекана позволяют определить с высокой степенью достоверности торговые связи с другими странами и периоды активного денежного обращения в раскапываемых городах. 64955. Научная статья Письменные источники о Чингисхане 120.5 KB   В первой части до описания времени Чингисхана почти дословно повторяется индийская история о проповеди Будды Шакьямуни в Магадхе3 двух учений тантры и сутры. У Джувейни дом Чингисхана находится в Куланбаши название которого нет в текстах... 64956. Научная статья О времени основания Казани 48.5 KB   Все гипотезы о времени основания Казани базируются на использовании: даты первого упоминания имени города в исторических источниках; этимологической интерпретации имени города; археологических эпиграфических и нумизматических материалов... 64957. Книга Степные империи древней Евразии 204 KB   История и культура енисейских кыргызов представлены в источниках неравномерно. В одних случаях доминируют письменные свидетельства, в других — данные археологии. Иногда они тесно коррелируют друг с другом, и эти периоды оказываются для изучения наиболее результативными. 64958. Научная статья СУДЕБНАЯ СИСТЕМА МОНГОЛИИ В XIII В. ПО «ГОЛУБОЙ КНИГЕ» УКАЗОВ ЧИНГИСХАНА 56.5 KB   Монгольского государства на рубеже XII-XIII веков означало прежде всего создание государственного аппарата формирование принципов управления и судопроизводства. издан указ о назначении Шихихутуга главным судьей во всей державе. Назначенный указом Чингисхана Бэлгудэй позже Шихихутуг имели статус главного судьи сам хан находился на вершине пирамиды. 64959. Научная статья Белые пятна в этногенезе дэрбэт 91 KB   Он покинул Тибет из-за начавшейся междоусобной войны и прибыл в страну Джад («чужой»). Это событие отнесено Лубсан Данзаном к VII в. Обосновавшись в урочище Бурхан-Халдун, Бортэ-Чино женился и основал свой род «монгол». С того времени минуло примерно 400 лет, когда после смерти Дува-Сохор... 64960. Научная статья НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НУМИЗМАТИКИ И ИСТОРИИ СТАРОГО ОРХЕЯ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД) 143 KB   Монеты являются одним из наиболее информативных и разнообразных источников по истории стран Средневековой Европы. Монеты выявленные на территории любого города являются своеобразным посланием к городу и миру. Бырни мне удалось ознакомиться с частью монет из Старого Орхея хранящихся в Музее Института археологии и этнографии...

Обучение детей архитектуре и дизайну
Обучение детей архитектуре и дизайну

Обучение дизайнеров в Школе Архитектуры и Дизайна Обучение детей архитектуре и дизайну
Обучение дизайнеров в Школе Архитектуры и Дизайна Обучение детей архитектуре и дизайну

Школа архитектуры и дизайна (Москва) Форум о дизайне Обучение детей архитектуре и дизайну
Школа архитектуры и дизайна (Москва) Форум о дизайне Обучение детей архитектуре и дизайну

Методика обучения конструктивным видам искусства Обучение детей архитектуре и дизайну
Методика обучения конструктивным видам искусства Обучение детей архитектуре и дизайну

Обучение детей архитектуре и дизайну Архитектура - Отделение «Архитектура и дизайн»
Обучение детей архитектуре и дизайну Архитектура - Отделение «Архитектура и дизайн»

Обучение детей архитектуре и дизайну Обучение художественному искусству, дизайну
Обучение детей архитектуре и дизайну Обучение художественному искусству, дизайну

Обучение детей архитектуре и дизайну Презентация программ обучения творческим
Обучение детей архитектуре и дизайну Презентация программ обучения творческим

Похожие статьи