Плафоны

Плафоны

Документ утратил силу

Документ по состоянию на август 2014 г.


Утверждаю
Заместитель Председателя
Госкомнефтепродукта СССР
А.Д.РУДКОВСКИЙ
28 декабря 1984 года


Приведены общие положения о нефтебазах. Изложены требования, предъявляемые к операциям по приему, наливу, отпуску, при хранении, перекачке, замере и учете количества, контроля качества нефти и нефтепродуктов, а также при зачистке резервуаров, молниезащите и защите от статического электричества, защите водоемов от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Дана характеристика территории, основных сооружений и зданий нефтебаз. Включены разделы по метрологическому обеспечению, планово-предупредительному ремонту.

С выходом в свет настоящих Правил действие "Правил технической эксплуатации нефтебаз", утвержденных б. Главнефтеснабом РСФСР 12 декабря 1974 г., прекращается.

Для работников нефтебаз всех профессий, а также для работников отраслей нефтехимической, нефтеперерабатывающей, сельского хозяйства, авиации и службы снабжения горюче-смазочными материалами.

Правила составлены сотрудниками Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ) Госкомнефтепродукта РСФСР под редакцией Е.Л. Ржавского.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила устанавливают нормы и требования к сооружениям и оборудованию нефтебаз, их эксплуатации; порядок приема, хранения и отпуска нефти и нефтепродуктов; основные положения учета массы нефти и нефтепродуктов.

1.2. Правила распространяются на действующие и реконструируемые нефтебазы, их филиалы и обязательны для всех предприятий и организаций Госкомнефтепродукта СССР.

1.3. На основе настоящих Правил с учетом специфики местных условий, типа нефтебазы, состава сооружений, а также инструкций заводов - изготовителей оборудования должны быть составлены производственные инструкции, которые утверждаются руководством нефтебазы и профсоюзным комитетом.

Перечень необходимой документации по эксплуатации объектов и оборудования утверждает главный инженер территориального управления или заместитель председателя Госкомнефтепродукта союзной республики.

Переутверждение документации производится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

1.4. Каждый работник на порученном ему участке несет персональную ответственность за выполнение требований настоящих Правил в пределах возложенных на него обязанностей.

1.5. Нарушение Правил влечет за собой ответственность в установленном порядке в зависимости от степени и характера нарушения.

1.6. Рабочие, принимаемые на работу для обслуживания сооружений и оборудования нефтебаз, должны иметь соответствующее профессионально-техническое образование или пройти профессионально-техническую подготовку на производстве.

Обучение рабочих на нефтебазах по специальности должно соответствовать "Типовому положению о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве".

1.7. Перед допуском к работе вновь принимаемые на нефтебазу работники должны проходить соответствующие инструктажи, теоретическое и практическое обучение и проверку знаний согласно установленному порядку в отрасли (Прил. 1, п. п. 115, 116). Особое внимание должно быть уделено проверке знаний (в объеме, обязательном для данной должности) правил технической эксплуатации нефтебаз, устройства сооружений и оборудования, производственных и должностных инструкций, правил противопожарной безопасности.

1.8. Общее руководство и ответственность за правильную организацию и проведение обучения работников безопасным методам работы возлагаются на главного (старшего) инженера, а там, где нет этой должности, - на директора нефтебазы.

1.9. Ответственность за своевременное и качественное обучение работников безопасным приемам и методам работы в подразделениях нефтебазы (цех, участок, лаборатория, мастерская и др.) возлагается на руководителей этих подразделений.

1.10. Для обеспечения безопасной эксплуатации нефтебаз персоналу необходимо:

строго выполнять действующие правила, нормы, стандарты и инструкции;

содержать сооружения, устройства и оборудование в исправности и постоянной эксплуатационной готовности, своевременно проводить ремонты; выполнять мероприятия по борьбе с потерями нефти и нефтепродуктов.

1.11. Каждая нефтебаза должна иметь технический паспорт, содержащий показатели деятельности, перечень и краткую характеристику сооружений и установленного оборудования. Ответственность за достоверность данных и своевременное внесение уточнений по итогам года несет директор нефтебазы. Паспорт является документом строгого учета и подлежит хранению в соответствии с инструкцией по делопроизводству.

1.12. На каждой нефтебазе должен быть заведен журнал осмотров и ремонтов сооружений и зданий (Прил. 2) для записи даты осмотра и их результатов с описанием всех отмеченных повреждений; выполненных ремонтных работ с указанием даты начала и конца ремонта, его характера и объема; данных об авариях конструкций и их ликвидации; результатов измерений осадки фундамента; данных о трещинах, появившихся в стенах и фундаментах (дата обнаружения трещины и ее местонахождение).

Запись производится ответственным за исправное состояние сооружений и зданий. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

1.13. Руководство нефтебазы должно решать вопросы, направленные на постоянное улучшение условий труда, сведение к минимуму ручного малоквалифицированного, физически тяжелого труда, максимально механизировать и автоматизировать технологические процессы; разрабатывать и внедрять в производство организационные, технические, санитарно-гигиенические мероприятия и средства, предотвращающие воздействие вредных производственных факторов; на работающих; проводить систематическое техническое обучение работников нефтебазы, знакомить их с прогрессивными методами организации труда, техническими достижениями в области эксплуатации и развития нефтебазового хозяйства.

1.14. На каждой нефтебазе должен быть паспорт санитарно-технического состояния производственных объектов (см. Прил. 1, п. 119). Паспорт составляется на основании комплексного обследования санитарно-технического состояния участков, объектов и рабочих мест. В него вносят данные о состоянии условий труда: об искусственном освещении, о загазованности производственном шуме, состоянии обменной вентиляции и температурном режиме в производственных помещениях.

Паспорт является основным документом для разработки оздоровительных мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий труда, а также проектов реконструкции и расширения производства.

1.15. В целях внедрения в производство прогрессивных методов труда инженерно-технические работники предприятия должны изучать руководящие указания, правила, стандарты, указанные в соответствующих разделах настоящих Правил.


2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЕБАЗ

2.1. Нефтебазы - это сложные многофункциональные системы с объектами различного производственно-хозяйственного назначения, выполняющие задачи бесперебойного и надежного обеспечения потребителей народного хозяйства нефтью и нефтепродуктами (далее - нефтепродуктами); это самостоятельные предприятия, обеспечивающие необходимые условия приема, хранения и отпуска нефти и нефтепродуктов, регенерации масел, сбора и отгрузки отработанных нефтепродуктов.

2.2. Все нефтебазы разделяются:

по назначению - перевалочные, перевалочно-распределительные, распределительные;

по транспортным связям - трубопроводные, железнодорожные, водные, водно-железнодорожные, глубинные, получающие нефтепродукты автомобильным или речным транспортом.

Перевалочные нефтебазы осуществляют прием, хранение и отгрузку нефти и нефтепродуктов распределительным нефтебазам и крупным потребителям.

Перевалочно-распределительные нефтебазы осуществляют прием, хранение, перевалку нефти и нефтепродуктов, поставку нефтепродуктов распределительным нефтебазам и крупным потребителям и снабжение нефтепродуктами потребителей, тяготеющих к этим нефтебазам.

Распределительные нефтебазы осуществляют прием, хранение и отпуск нефтепродуктов потребителям.

2.3. По суммарному объему резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов, согласно СНиП-106-79 (Прил. 1, п. 75), нефтебазы делятся на три категории:


---------------------------+-----------------------------------------------
¦    Категория нефтебаз    ¦  Общий объем резервуаров нефтебазы, куб. м   ¦
+--------------------------+----------------------------------------------+
¦I                         ¦> 100000                                      ¦
¦II                        ¦От 20000 до 100000 включительно               ¦
¦III                       ¦До 20000 включительно                         ¦
---------------------------+-----------------------------------------------

Вместимость нефтебазы определяется по общей вместимости резервуаров и тары для хранения нефти и нефтепродуктов, за исключением промежуточных резервуаров сливно-наливных устройств и расходных резервуаров котельной и дизельной электростанции нефтебазы.

2.5. Основная цель нефтебаз - обеспечить бесперебойное снабжение промышленности, транспорта, сельского хозяйства и прочих потребителей нефтью и нефтепродуктами в необходимом количестве и ассортименте; сохранность качества нефти и нефтепродуктов и сокращение до минимума потерь при хранении и отпуске их потребителям.

2.6. Нефтебазы размещают на специальной территории, отведенной в соответствии с генеральным планом застройки и реконструкции данного района. На каждой нефтебазе должен быть государственный акт землепользования. Расположение нефтебаз зависит от размещения железнодорожных, трубопроводных и береговых устройств. Как правило, должен предусматриваться резерв территории для возможного расширения нефтебазы.

Устройство, взаимное расположение и расстояния между объектами должны соответствовать требованиям СНиП II-106-79, а также удовлетворять санитарным требованиям и нормам строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест.


3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

3.1. Физико-химические свойства нефтепродуктов и нефти должны отвечать требованиям стандартов и технических условий.

3.2. Эксплуатационные свойства нефтепродуктов характеризуются следующими параметрами: детонационной стойкостью, фракционным составом, содержанием смолистых веществ и сернистых соединений, температурой застывания и кристаллизации, химической стабильностью при хранении и транспортировании, вязкостью, испаряемостью, воспламеняемостью, горючестью, летучестью и др.

3.3. Детонационная стойкость - свойство, определяющее способность бензина сгорать без взрыва в двигателе с искровым зажиганием.

Показателем детонационной стойкости топлива является октановое число, равное содержанию (в об. %) изооктана в смеси с нормальным гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости топливу, испытуемому в стандартных условиях.

3.4. Фракционный состав - состав нефтепродукта, определяющий количественное содержание фракций, выкипающих в определенных температурных пределах, остаток и потери при перегонке в заданных условиях.

3.5. Цетановое число - показатель, указывающий на скорость нарастания давления при сгорании жидкого нефтяного топлива в поршневых двигателях с воспламенением топливно-воздушной смеси от сжатия и выраженный в единицах эталонной шкалы.

3.6. Воспламеняемость - свойство, характеризующее пожаро- и взрывоопасность смеси паров нефтепродукта с воздухом.

3.7. Горючесть - свойство, характеризующее способность нефтепродукта к горению в условиях его применения и испытания.

3.8. Температура вспышки - минимальная температура, при которой происходит кратковременное воспламенение паров нефтепродукта в условиях испытания.

Согласно ГОСТ 12.1.017-80 (Прил. 1, п. 20), горючие вещества по температуре вспышки подразделяются на легковоспламеняющиеся, трудновоспламеняющиеся и вещества средней воспламеняемости.

К легковоспламеняющимся жидкостям относят горючие жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле не выше 61 °C или в открытом тигле не выше 66 °C. Нефтепродукты с температурой вспышки выше указанных величин относят к горючим жидкостям.

По температуре вспышки легковоспламеняющиеся жидкости делят на особо опасные, постоянно опасные и опасные при повышенной температуре.


КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ЖИДКОСТЕЙ ПО ТЕМПЕРАТУРЕ ВСПЫШКИ

---------------------------------------------------------------------------
¦                         Температура вспышки, °C                         ¦
+---------------------------------------+----------------+----------------+
¦                                       ¦в закрытом тигле¦в открытом тигле¦
+---------------------------------------+----------------+----------------+
¦Особо опасные                          ¦t <= -18        ¦t <= -13        ¦
¦Постоянно опасные                      ¦23 >= t > -18   ¦27 >= t > -13   ¦
¦Опасные при повышенной температуре     ¦23 < t <= 61    ¦27 < t <= 66    ¦
----------------------------------------+----------------+-----------------

3.9. Температура воспламенения нефтепродуктов - наименьшая температура, при которой нагреваемый в стандартных условиях продукт загорается при поднесении к нему пламени и горит в течение 5 с.

3.10. Температура самовоспламенения - температура возгорания паров нефтепродукта без контакта с пламенем в условиях испытаний.

3.11. Температура застывания - температура, при которой жидкость теряет подвижность.

3.12. Температура кристаллизации - температура, при которой в нефтепродукте начинается образование кристаллов в условиях испытаний.

3.13. Стабильность нефтепродуктов - способность сохранять основные свойства в условиях хранения и транспортирования.

3.14. Вязкость - свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению ее частиц под влиянием действующих на них внешних сил, характеризующее текучесть жидкости.

Вязкость влияет на производительность перекачки нефтепродуктов по трубопроводам, определяет распыливание и однородность рабочей смеси топлива. С повышением вязкости увеличивается налипание нефтепродуктов, что затрудняет выгрузку и зачистку цистерн и судов. Налипание характеризуется коэффициентом налипания (в г/кв. м).

Текучесть нефтепродуктов (подвижность) - величина, обратная вязкости.

3.15. При выполнении работ необходимо учитывать специфические свойства нефти и нефтепродуктов: токсичность, испаряемость, пожароопасность, взрывоопасность, способность электризоваться.

3.16. Токсичны пары сернистых нефтей и нефтепродуктов, а также этилированных бензинов. Предельно допустимые концентрации вредных газов, паров и пыли в воздухе рабочих зон нефтебазы (производственные помещения и площадки, колодцы и др.) должны соответствовать санитарным нормам:


---------------------------------------------+-----------------------------
¦           Вещества (пары и газы)           ¦    Предельно допустимые    ¦
¦                                            ¦  концентрации, мг/куб. м   ¦
+--------------------------------------------+----------------------------+
¦Бензин-растворитель (в пересчете на C)      ¦300                         ¦
¦Бензин топливный (сланцевый, крекинг и др.) ¦100                         ¦
¦                                            ¦ +                          ¦
¦Бензол                                      ¦5                           ¦
¦Керосин                                     ¦300                         ¦
¦                                            ¦  +                         ¦
¦Сероводород                                 ¦10                          ¦
¦Сероводород в смеси с углеводородами C  - C ¦3                           ¦
¦                                      1    5¦                            ¦
¦                                            ¦ +                          ¦
¦Спирт метиловый                             ¦5                           ¦
¦                                            ¦     +                      ¦
¦Тетраэтилсвинец                             ¦0,005                       ¦
¦Уайт-спирит                                 ¦20                          ¦
---------------------------------------------+-----------------------------

Примечание. Знак + означает, что вещества опасны также при попадании на кожу. Превышение предельно допустимых концентраций запрещается.


3.17. Испаряемость - способность нефти и нефтепродуктов переходить из жидкого состояния в газообразное, оценивается по давлению насыщенных паров и фракционному составу. С повышением температуры или понижением давления испаряемость увеличивается. Испаряемость нефти и нефтепродуктов приводит к значительным потерям легких фракций и загрязнению окружающей среды.

3.18. Летучесть - физико-химическое свойство, определяющее давление насыщенных паров нефтепродукта.

Давление насыщенных паров - это давление, которое имеют пары, находящиеся в равновесии с жидкой фазой при данной температуре.


Давление (в Па) насыщенных паров наиболее распространенных нефтепродуктов (ГОСТ 1756-52)

Автобензины                                                  < 93310
Авиабензины                                                  Не более 47988
Керосин технический                                          5332 - 7998
Керосин осветительный                                        2666 - 3999
Дизельное топливо                                            800 - 1333

3.19. При определении пожаровзрывоопасности вещества, согласно ГОСТ 12.1.017-80, различают:

газы - вещества, абсолютное давление паров которых при температуре 50 °C равно или выше 300 кПа или критическая температура ниже 50 °C;

жидкости - вещества с температурой плавления (каплепадения) не более 50 °C;

твердые вещества - вещества с температурой плавления (каплепадения), превышающей 50 °C;

пыли - диспергированные твердые вещества с размером частиц менее 850 мкм.

3.20. Пары нефтепродуктов при определенном содержании их в воздухе взрывоопасны.

Предельно допустимые взрывобезопасные концентрации паров нефтепродуктов в воздухе при 25 °C и атмосферном давлении определяются по ГОСТ 12.1.004-76 (Прил. 1, п. 10).


Значения предельно допустимой взрывобезопасной (невоспламеняемой) % концентрации (в % по объему) некоторых нефтепродуктов

Бензин А-72                                                          0,054
Бензин АИ-93                                                         0,055
Бензин Б-70                                                          0,046
Дизельное топливо "з"                                                0,0305
Дизельное топливо "л"                                                0,026
Керосин осветительный                                                0,032
Ксилол                                                               0,050
Уайт-спирит                                                          0,035

3.21. При перекачках, сливе-наливе нефтепродуктов и нефти необходимо учитывать способность их электризоваться.

Защита от статического электричества должна осуществляться в соответствии с разделом 7.16 настоящих Правил.

3.22. Для сохранения качества и количества, особенно нефтей и легковоспламеняющихся нефтепродуктов, необходимо обеспечивать максимальную герметизацию всех операций при сливе-наливе и хранении.


4. ТЕРРИТОРИЯ И ЗОНЫ НЕФТЕБАЗ

4.1. Территория, сооружения, здания и другие объекты нефтебазы должны отвечать требованиям СНиП II-106-79 (Прил. 1, п. 75).

На каждом производственном (складском) здании должны быть обозначены категории производств по взрывопожарной и пожарной опасности и классы (зоны) по Правилам устройства электроустановок (Прил. 1, п. 90).

4.2. Расстояния от зданий и сооружений со взрывоопасными, взрывопожароопасными и пожароопасными производствами (в том числе резервуарных парков и сливно-наливных устройств) до зданий и сооружений соседних предприятий, жилых и общественных зданий, населенных пунктов и других объектов должны быть следующие:


-------------------------------------------+-------------------------------
¦                                          ¦  Расстояние (в м) от зданий  ¦
¦                                          ¦и сооружений складов категории¦
+------------------------------------------+-------------+----------------+
¦                                          ¦      I      ¦    II и III    ¦
+------------------------------------------+-------------+----------------+
¦1. Здания и сооружения соседних           ¦100          ¦40              ¦
¦предприятий                               ¦             ¦                ¦
¦2. Лесные массивы:                        ¦             ¦                ¦
¦ хвойных пород                            ¦100          ¦50              ¦
¦ лиственных пород                         ¦20           ¦20              ¦
¦3. Склады: лесных материалов, торфа,      ¦100          ¦50              ¦
¦волокнистых веществ, сена, соломы, а также¦             ¦                ¦
¦участки открытого залегания торфа         ¦             ¦                ¦
¦4. Железные дороги общей сети:            ¦             ¦                ¦
¦ на станциях                              ¦100          ¦80              ¦
¦ на разъездах и платформах                ¦80           ¦60              ¦
¦ на перегонах                             ¦50           ¦40              ¦
¦5. Автомобильные дороги общей сети:       ¦             ¦                ¦
¦ I, II и III категорий                    ¦50           ¦30              ¦
¦ IV и V категорий                         ¦30           ¦20              ¦
¦6. Жилые и общественные здания населенных ¦200          ¦100             ¦
¦пунктов                                   ¦             ¦                ¦
¦7. Раздаточные колонки автозаправочных    ¦30           ¦30              ¦
¦станций общего пользования                ¦             ¦                ¦
¦8. Воздушные линии электропередачи        ¦По ПУЭ-76 (Прил. 1, п. 85, 86)¦
-------------------------------------------+-------------------------------

Примечания. 1. Указанные расстояния определяются: между зданиями и сооружениями - как расстояния в свету между наружными стенами или конструкциями зданий и сооружений; до железных и автомобильных дорог - до границы полосы отвода земель соответствующих дорог; от сливно-наливных устройств - от оси железнодорожного пути со сливно-наливными эстакадами; от площадок (открытых и под навесами - для насосов, тары и др.) - от границ этих площадок.

2. Расстояние от зданий и сооружений нефтебазы II категории вместимостью свыше 50 тыс. куб. м принимать по п. 1 - 100 м, по п. 6 - 200 м.

3. При размещении нефтебаз в лесных массивах, когда строительство их связано с вырубкой леса, указанное в п. 2 расстояние до лесного массива хвойных пород допускается сокращать в два раза.

4. Расстояние от зданий и сооружений нефтебаз до участков открытого залегания торфа допускается сокращать в два раза при условии засыпки открытого залегания торфа слоем земли толщиной не менее 0,5 м в пределах половины расстояния от зданий и сооружений складов соответствующих категорий, указанного в п. 3.

5. Расстояние от зданий и сооружений нефтебаз до электроустановок следует принимать в соответствии с Правилами устройства электроустановок (см. Прил. 1, п. п. 85, 86).

6. Расстояние от двух смежно расположенных нефтебаз до зданий, сооружений и других объектов, указанных в таблице, следует принимать как от одной нефтебазы, определяя ее категорию по суммарной вместимости резервуаров обеих нефтебаз, и это расстояние должно быть не менее установленных в настоящем разделе расстояний между соответствующими зданиями и сооружениями одной нефтебазы.

7. В пределах указанных расстояний вне категории нефтебаз допускается размещение древесно-кустарниковых насаждений лиственных пород, садов, огородов и открытых складов несгораемых материалов.


4.3. Руководство нефтебазы должно установить постоянный контроль за противопожарными расстояниями между нефтебазой и соседними промышленными, общественными и жилыми постройками. В случае строительства на этой территории каких-либо объектов директор нефтебазы должен письменно предупредить застройщика, местные советские органы и Госпожнадзор о необходимости прекращения строительства, а также сообщить об этом вышестоящей организации.

4.4. Для более удобного и бесперебойного проведения всех операций, а также операций по противопожарным соображениям территория нефтебазы делится на зоны, в которых размещаются производственные, подсобные и административно-хозяйственные здания и сооружения.

Нефтебазы имеют зоны железнодорожного приема и отпуска, водного приема и отпуска, резервуарного хранения, розничного отпуска и производственных зданий и сооружений, очистных сооружений, подсобных зданий и сооружений, административных и хозяйственных зданий и сооружений.


Перечень зданий, сооружений и устройств, размещаемых в соответствующих зонах

Зоны                         Здания, сооружения, устройства, расположенные
                             в пределах зон
Железнодорожного приема      Железнодорожные сливно-наливные устройства,
и отпуска                    насосные, компрессорные, хранилища жидкостей
                             в таре, погрузочно-разгрузочные площадки,
                             лаборатории, технологические трубопроводы
                             различного назначения, операторные помещения
                             для сливщиков-наливщиков и другие объекты,
                             связанные со сливно-наливными операциями
Водного приема и отпуска     Морские и речные пирсы, причалы, насосные,
                             технологические трубопроводы, операторные,
                             помещения для сливщиков-наливщиков и другие
                             объекты, связанные со сливно-наливными
                             операциями в суда
Резервуарного хранения       Резервуары, технологические трубопроводы,
                             газосборники, газовые обвязки, насосные,
                             операторные
Розничного отпуска           Автоэстакады, устройства для налива
и производственных зданий    нефтепродуктов в автоцистерны, разливочные,
                             хранилища для нефтепродуктов в таре, цеха
                             затаривания нефтепродуктов, цеха установки
                             регенерации отработанных масел,
                             маслоосветительные установки, насосные,
                             оперативные площадки чистой и грязной тары,
                             автовесы, погрузочные площадки, лаборатории
                             и другие производственные здания и сооружения
Очистных сооружений          Буферные резервуары, песколовки, нефтеловушки,
                             флотаторы, фильтры, биофильтры, аэротенки,
                             хлораторные, озонаторные, пруды-отстойники,
                             пруды-испарители, разделочные резервуары,
                             шламонакопители (иловые площадки)
Подсобных зданий             Ремонтно-механические мастерские, пропарочные
и сооружений                 установки, котельные, малярные цеха,
                             собственные электростанции, трансформаторные
                             подстанции и распределительные пункты,
                             водопроводные и канализационные сооружения,
                             складские сооружения для хранения тарных
                             нефтепродуктов, склады материалов, топливные
                             склады для нужд нефтебазы, цеха по ремонту и
                             производству нефтяной тары, объекты
                             и сооружения противопожарной службы

4.5. Руководство нефтебазы должно установить постоянный контроль за техническим состоянием строительных конструкций, производственных зданий и сооружений.

Необходимо уделить особое внимание несущим частям конструкции, подверженным динамическим нагрузкам, перекрытиям и фундаментам.

При обнаружении повреждений и неисправностей в зданиях в сооружениях должны быть немедленно приняты меры к предотвращению распространения повреждений и к их устранению.

4.6. Металлические конструкции в целях защиты от коррозии необходимо периодически окрашивать. Деревянные конструкции необходимо покрывать или пропитывать антисептиками (пораженные грибком деревянные конструкции должны заменяться новыми) и обеспечивать их огнезащиту согласно классу пожароопасности помещения.

4.7. За осадкой фундаментов наиболее ответственных зданий и сооружений (резервуаров, насосных, эстакад, водонапорных башен, дымовых труб, котельных и др.) в первый год их эксплуатации следует установить наблюдение с ежемесячным измерением осадки.

В последующие годы осадку фундаментов необходимо измерять через каждые 6 мес. до ее прекращения.

4.8. В соответствии с "Руководством по наблюдению за деформациями оснований и фундаментов зданий и сооружений" для измерения осадки на территории нефтебазы закладывается постоянный репер ниже глубины промерзания грунта либо привязывается к существующему реперу. В наружных стенах и колоннах наиболее ответственных сооружений постоянные реперы закладывают на высоте не более 20 см от отмостки.

4.9. Необходимо уделять особое внимание состоянию фундаментов основного оборудования (двигателей, насосов), а также состоянию фундаментов под трубами и другими технологическими сооружениями, следить за появлением трещин, разрушений от вибрации, температурных воздействий и других причин.

Обнаруженные в стенах и фундаментах трещины отмечают масляной краской с указанием номера каждой трещины. За развитием трещин должен быть установлен контроль при помощи маяков.

4.10. Территория нефтебаз в ночное время должна быть освещена. Искусственное освещение территории, сооружений, производственных и административных зданий должно отвечать требованиям техники безопасности и пожарной безопасности.

Освещение рабочих поверхностей мест производства работ, расположенных вне зданий, следует принимать согласно СНиП II-4-79 (Прил. 1, п. 63).


НОРМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

---------------------------+------------------------------------+----------
¦     Характер работы      ¦Освещаемые рабочие поверхности мест ¦Освещен- ¦
¦                          ¦         производства работ         ¦ность, лк¦
+--------------------------+------------------------------------+---------+
¦Работы средней точности   ¦Помещения узлов управления задвиж-  ¦30       ¦
¦при отношении наименьшего ¦ками; места установки контрольно-   ¦         ¦
¦размера объекта различения¦измерительных приборов (освещаемые  ¦         ¦
¦к расстоянию до глаз от   ¦переносными светильниками); открытые¦         ¦
¦0,005 до 0,02             ¦сливно-наливные эстакады; закрытые  ¦         ¦
¦                          ¦масляные эстакады; склады хранения  ¦         ¦
¦                          ¦нефтепродуктов в таре и склады      ¦         ¦
¦                          ¦горючих материалов                  ¦         ¦
¦Работы малой точности при ¦Места измерений и управления        ¦10       ¦
¦отношении наименьшего     ¦задвижками; лестницы; переходы;     ¦         ¦
¦размера объекта различения¦площадки; морские и речные пирсы;   ¦         ¦
¦к расстоянию до глаз от   ¦причалы; автовесы                   ¦         ¦
¦0,02 до 0,05, а также     ¦                                    ¦         ¦
¦работы, требующие только  ¦                                    ¦         ¦
¦общего наблюдения за ходом¦                                    ¦         ¦
¦процесса                  ¦                                    ¦         ¦
¦Грубые работы, требующие  ¦Резервуарные парки; очистные        ¦5        ¦
¦различения объектов при   ¦сооружения; газосборники и газовые  ¦         ¦
¦отношении наименьшего их  ¦обвязки; водопроводные и            ¦         ¦
¦размера к расстоянию      ¦канализационные сооружения; объекты ¦         ¦
¦до глаз от 0,05 и более   ¦и сооружения противопожарной службы ¦         ¦
¦Работы, требующие         ¦Проходные, гаражи; железнодорожные  ¦2        ¦
¦различения крупных        ¦тупики; подсобные помещения         ¦         ¦
¦предметов, находящихся в  ¦                                    ¦         ¦
¦непосредственной близости ¦                                    ¦         ¦
¦от рабочего               ¦                                    ¦         ¦
---------------------------+------------------------------------+----------

4.11. Освещенность площадок нефтебаз на уровне земли или дорожных покрытий должна соответствовать приведенным значениям.


ОСВЕЩЕННОСТЬ ПРОЕЗДОВ, ДОРОГ, ЛЕСТНИЦ И ДР.

---------------------------------------------------------+-----------------
¦                   Освещаемые объекты                   ¦Освещенность, лк¦
+--------------------------------------------------------+----------------+
¦Проезды с интенсивностью движения автомобилей в обоих   ¦1,0             ¦
¦направлениях (в сутки) менее 200                        ¦                ¦
¦Пожарные проезды, дороги для хозяйственных нужд,        ¦0,5             ¦
¦подъезды к зданиям                                      ¦                ¦
¦Пешеходные и велосипедные дорожки с движением:          ¦                ¦
¦ обычным                                                ¦1,0             ¦
¦ незначительным                                         ¦0,5             ¦
¦Лестницы и мостики для переходов                        ¦3,0             ¦
¦(на площадках и ступенях)                               ¦                ¦
¦Площадки, проезды, проходы, стоянки автотранспорта,     ¦2,0             ¦
¦не относящегося к территории города                     ¦                ¦
¦Железнодорожные пути:                                   ¦                ¦
¦ стрелочные горловины                                   ¦2,0             ¦
¦ отдельные стрелочные переводы                          ¦1,0             ¦
¦ железнодорожные пути, переезды                         ¦0,5             ¦
---------------------------------------------------------+-----------------

Наружное освещение должно иметь автономное ручное и автоматическое управление, независимое от управления освещением внутри зданий.

4.12. Вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время, при отсутствии специальных технических средств охраны следует предусматривать освещение с ручным и автоматическим управлением. Освещенность в этом случае должна быть 0,5 лк на уровне земли в горизонтальной плоскости или на расстоянии 0,5 м от земли на одной стороне вертикальной плоскости, перпендикулярной к линии границы.

4.13. При проведении наружных работ следует предусматривать аварийное освещение, если отключение рабочего освещения и связанные с этим нарушения нормального обслуживания оборудования и механизмов может вызвать взрыв, пожар, отравление людей; длительное нарушение технологического процесса; нарушение работы диспетчерских пунктов, насосных установок водоснабжения, канализации и теплофикации для производственных помещений, в которых недопустимо прекращение работы и т.п.

Наименьшая освещенность рабочих поверхностей производственных помещений и территорий нефтебаз, требующих обслуживания при аварийном режиме, должна составлять 5% от освещенности, нормируемой для рабочего освещения, но не менее 2 лк внутри помещений и не менее 1 лк для территорий.

4.14. В местах производства работ, опасных для прохода людей, вне зданий следует предусматривать эвакуационное освещение, которое должно обеспечивать наименьшую освещенность на полу основных проходов (или на земле) и на ступенях лестниц: 0,5 лк в помещениях и 0,2 лк на открытых территориях.

Светильники аварийного освещения в помещениях могут быть использованы для эвакуационного освещения.

4.15. Для аварийного и эвакуационного освещения следует применять лампы накаливания; люминесцентные лампы - в помещениях с минимальной температурой воздуха не менее +5 °C и при условии питания ламп переменным током.

Ксеноновые лампы, лампы ДРЛ, металлогалогенные, натриевые лампы высокого давления для аварийного и эвакуационного освещения применять не допускается.

4.16. Территория нефтебаз должна быть ограждена, высота ограждения - не менее 2,1 м. Ограждение должно отстоять от сооружений и зданий (кроме административных) на расстоянии не менее 5 м. На территории нефтебазы следует устраивать не менее двух выездов для пожарных машин. Вход на территорию посторонним лицам воспрещается.

4.17. Для прохода людей на территорию нефтебазы и выхода с территории необходимо устраивать отдельные калитки или проходные помещения.

4.18. Для пешеходного движения по территории нефтебазы должны быть устроены асфальтированные или мощеные тротуары шириной не менее 0,75 м.

4.19. Все дороги и проезды на территории необходимо содержать в исправности, своевременно ремонтировать, в зимнее время очищать от снега, а в ночное время освещать.

4.20. Возможность закрытия отдельных переездов и участков дорог для ремонта (или по другим причинам) должна согласовываться с пожарной охраной предприятия. На период ремонтных и других работ на дорогах должны быть оставлены проезды шириной не менее 3,5 м или устроены мостики через траншеи.

4.21. Дороги, переезды и противопожарные разрывы между отдельными зданиями и сооружениями нельзя загромождать и использовать для складирования материалов, оборудования и т.д.

4.22. На свободных площадках нефтебазы допускается посадка лиственных деревьев и кустарников, разбивка газонов, при этом расстояние до обвалования резервуаров должно быть не менее 5 м.

Посадка деревьев и кустарников внутри обвалования резервуарных парков запрещается.

4.23. В местах возможного скопления горючих паров или газов проезд автомашин, тракторов, мотоциклов и другого транспорта запрещается. На этих участках должны быть установлены запрещающие знаки.

4.24. Территорию нефтебазы следует регулярно очищать от мусора, сухой травы, опавших листьев, производственных отходов, которые необходимо вывозить в места, согласованные с пожарной охраной.

4.25. Для обеспечения нормальной эксплуатации зданий, сооружений и территории нефтебазы должны содержать в исправном состоянии систему отвода поверхностных и грунтовых вод (канавы, кюветы, водосточные трубы, отвода и т.п.); автомобильные дороги, подъезды к пожарным гидрантам и водоемам, пожарные пирсы, мосты, переходы и др.; системы водоснабжения, пожаротушения, промышленной и хозяйственно-фекальной канализации, дренажа и теплоснабжения; источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения; обвалование резервуарных парков, очистные сооружения; ограждение территории.

4.26. Применение открытого огня на территории нефтебазы категорически запрещается. Для сварочных и других огневых работ должна быть специально оборудованная и обозначенная знаками площадка. Расположение ее должно быть определено приказом по нефтебазе и согласовано с пожарной охраной.

Сварочные работы на территории нефтебазы вне отведенных площадок, в помещениях, сооружениях и технологических установках выполняются только по письменному разрешению руководства нефтебазы в соответствии с "Правилами пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР".

4.27. Подземные технологические трубопроводы, сети водопровода, канализации и теплоснабжения, кабельные и другие коммуникации, сооружения и колодцы должны иметь на поверхности земли указатели с соответствующей привязкой.

4.28. Подъезды и подходы к пожарному оборудованию и пожарным гидрантам должны быть всегда свободны: у пожарных гидрантов и пожарных водоемов должны быть вывешены надписи-указатели, позволяющие быстро определять место их расположения.

4.29. Ответственность за техническую эксплуатацию территории отдельных цехов несут их руководители.


5. ПРИЕМ И ОТГРУЗКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

5.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1.1. Нефть и нефтепродукты транспортируют по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным транспортом в соответствии с действующими на каждом виде транспорта правилами, утвержденными в установленном порядке. Нефтебазы должны иметь обязательства по поставке нефтепродуктов потребителям в заданном ассортименте, объемах и сроках поставки.

5.1.2. Принимать и отгружать нефтепродукты нефтебазы должны только через специальные сливно-наливные устройства:

железнодорожные цистерны - на специальных эстакадах, через отдельные стояки или сливные приборы;

морские и речные суда - у причальных сооружений или беспричальным наливом;

автомобильные цистерны - на станциях налива, автоэстакадах и через отдельные стояки;

бочки, бидоны и другую тару - через разливочные и расфасовочные;

по отводам от магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

5.1.3. Упаковка, маркировка, виды транспорта и хранения должны соответствовать требованиям ГОСТ 1510-84 (Прил. 1, п. 35).

Условия упаковки, маркировки, хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов, не предусмотренные ГОСТ 1510-84, устанавливаются стандартами и техническими условиями.

5.1.4. Железнодорожные и автомобильные цистерны, наливные суда должны иметь исправные сливно-наливные запорные устройства (системы), крышки колпаков и люков с прокладками, стойкими к нефтепродуктам и предотвращающими выплескивание и подтекание нефтепродуктов при транспортировании.

5.1.5. Температура нефтепродуктов, наливаемых в транспортные средства, не должна превышать температуру начала кипения. Не допускается налив легковоспламеняющихся нефтепродуктов свободно падающей струей.

5.1.6. Высоковязкие разогретые нефтепродукты следует наливать в железнодорожные цистерны, наливные суда, бункерные полувагоны, автобитумовозы, автогудронаторы при температурах, предусмотренных правилами перевозок грузов, техническими условиями или правилами техники безопасности.

5.1.7. Вязкие и высокозастывающие нефти и нефтепродукты (масла, мазуты, эмульсоны и другие) следует загружать в железнодорожные цистерны с нижним сливным прибором, а также в суда, оборудованные средствами разогрева продукта.

5.1.8. На каждой нефтебазе и ее филиалах должна быть составлена технологическая схема, в которой указывают расположение, присвоенные номера и обозначения резервуарных парков, резервуаров, насосных установок, сливно-наливных и раздаточных устройств, технологических трубопроводов, задвижек.

К технологической схеме должны быть приложены таблицы управления задвижками при операциях перекачки нефти и нефтепродуктов.

Технологическая схема должна быть утверждена главным инженером нефтебазы, а где нет его, главным инженером управления или заместителем председателя Госкомнефтепродукта союзной республики и находиться в специально отведенном месте (диспетчерской, операторной или у руководства).

5.1.9. Все изменения, произведенные в резервуарных парках, насосных установках, трубопроводных коммуникациях, расположении арматуры, должны заноситься в технологическую схему и доводиться до обслуживающего персонала.

5.1.10. Каждый резервуар должен иметь паспорт и технологическую карту (Прил. 3). Технологические карты на резервуары утверждаются руководством нефтебазы и вывешиваются в производственных помещениях операторов.

В соответствии с технологической картой на корпусе резервуара около уровнемера и на крыше около замерного люка наносится несмываемой краской значение базовой высоты (высотного трафарета) и максимального предельного уровня наполнения, на корпусе резервуара с понтоном, кроме того, надпись "С понтоном", а около уровнемера - значение базовой высоты.

5.1.11. Максимальная производительность наполнения (опорожнения) резервуаров не должна превышать величин, указанных в типовых проектах (Прил. 4). Производительность наполнения (опорожнения) резервуаров с понтонами (плавающими крышами) в соответствии с типовым проектом должна быть такой, чтобы скорость подъема (опускания) понтона не превышала 6,0 м/ч.

5.1.12. Обслуживающий персонал, проводящий технологические операции по приему и отгрузке нефти и нефтепродуктов, должен:

знать технологические схемы трубопроводных коммуникаций и руководствоваться данными, приведенными в технологических картах;

уметь безошибочно переключать задвижки при авариях и пожарах;

знать размещение, устройство и порядок обслуживания оборудования, сооружений и трубопроводов;

измерять и определять массу принимаемых, хранимых, сдаваемых нефтепродуктов;

решать вопросы организации сохранности качества и количества нефтепродуктов на нефтебазе.

5.1.13. Перекачку нефтепродуктов разрешается начинать только по указанию ответственного лица по выполнению товарно-транспортных операций.

5.1.14. Разрешение на перекачку (при выполнении или опорожнении резервуаров) должно быть дано после того, как обслуживающий персонал убедится в правильности открытия задвижек, связанных с данной перекачкой. Открывать и закрывать резервуарные задвижки необходимо плавно.

При наличии электроприводных задвижек с местным или дистанционным управлением следует предусматривать сигнализацию, указывающую положение запорного устройства задвижки. Сведения о перекачке должны заноситься в журнал слива-налива нефтепродуктов. Страницы журнала должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью.

5.1.15. Если по измерениям уровня продукта в резервуаре или по другим данным обнаружится, что нормальное наполнение или опорожнение резервуара нарушено, немедленно должны быть приняты меры к выяснению причин нарушения и к их устранению. В необходимых случаях перекачка должна быть остановлена.

5.1.16. При переключении резервуаров во время перекачки необходимо сначала открыть задвижки свободного резервуара, а потом закрыть у заполненного и убедиться, что нефтепродукт поступает в подключенный резервуар.

Одновременное автоматическое переключение задвижек в резервуарном парке допускается при условии защиты трубопроводов от повышения давления в случае неправильного переключения задвижек.

5.1.17. При заполнении резервуара необходимо строго контролировать окончание налива, не допуская перелива резервуара или подъема понтона выше верхнего крайнего положения.

5.1.18. Уровень нефтепродуктов при заполнении резервуаров устанавливается по проекту с учетом расположения пеногенераторов, пенокамер и температурного расширения жидкости при нагревании.

5.1.19. Во время сброса из резервуара отстоявшейся воды и грязи нельзя допускать натекания нефтепродукта.

5.1.20. Измерение массы, уровня и отбор проб нефтепродуктов в резервуарах, эксплуатирующихся под избыточным давлением, должны осуществляться без нарушения герметичности газового пространства системами измерительных устройств ("Квант", "Радиус", УДУ, ПСР и др.), предусмотренными проектами. В резервуарах с избыточным давлением в газовом пространстве до 200 мм вод. ст. допускается измерять уровень и отбирать пробы через замерный люк вручную с соблюдением требований безопасности.

5.1.21. В резервуарах с газовой обвязкой измерять уровень и отбирать пробы нефтепродукта следует с помощью приборов, предусмотренных проектом, уровнемерами, пробоотборниками и др. Допускается измерять уровень и отбирать пробы вручную в исключительных случаях. При этом резервуар должен быть отсоединен от газоуравнительной системы закрытием задвижки на трубопроводе газовой обвязки.

5.1.22. В резервуарах с понтонами и плавающими крышами измерения уровня и отбор проб могут быть осуществлены как с помощью приборов, так и вручную через замерный люк, при условии, что груз рулетки и пробоотборник изготовлены из материала, не дающего искр при ударе.

5.1.23. При измерении уровня нефтепродукта в резервуаре вручную рулетку с грузом необходимо опускать в установленной постоянной точке и проверять правильность погружения ее по базовой высоте (высотному трафарету).

5.1.24. При отборе проб из резервуара нельзя допускать разлива нефтепродукта. При случайном разливе нефтепродукта его следует немедленно удалить. Оставлять на крыше ветошь, паклю, различные предметы запрещается.


5.2. СЛИВ-НАЛИВ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЦИСТЕРНЫ

5.2.1. Подача железнодорожных цистерн под слив или отвод их с нефтепродуктами должны осуществляться в соответствии с требованиями "Правил перевозок грузов" Министерства путей сообщения СССР (раздел 41, прил. 1, раздел 42, прил. 1) (Прил. 1, п. 107).

5.2.2. Подача под слив и налив и вывод железнодорожных цистерн должны производиться плавно, без толчков и рывков.

Для торможения вагонов-цистерн должны применяться башмаки из дерева или металла, не дающего при ударе искр. Торможение брусьями, досками или другими предметами запрещается.

Движение тепловозов по железнодорожным путям, на которых расположены сливно-наливные устройства, запрещается. Допускается движение только по обходным железнодорожным путям.

5.2.3. Сортировка железнодорожных цистерн, сцепка и расцепка их должны осуществляться вне пункта слива и налива нефтепродуктов.

5.2.4. На двусторонних эстакадах при сливе-наливе легковоспламеняющихся нефтепродуктов (с температурой вспышки менее 61 °C) подача маршрута на второй путь запрещается до окончания операции и принятия необходимых мер по уборке случайно пролитого нефтепродукта.

5.2.5. Территория сливно-наливных устройств, железнодорожные подъездные пути должны всегда содержаться в чистоте, в зимнее время их необходимо очищать от снега.

5.2.6. Работникам, не связанным со сливно-наливными операциями, находиться в зоне налива нефтепродуктов запрещается.

5.2.7. Перед сливом или наливом нефтепродуктов должна быть проверена правильность открытия всех переключающих задвижек и вентилей, а также исправность всех сливно-наливных устройств, плотность соединений шлангов или телескопических труб, а обнаруженная течь немедленно устранена. Если неисправность невозможно устранить, стояки или секции, где обнаружена течь, должны быть отключены.

5.2.8. После окончания слива-налива нижние сливные приборы и устройства налива должны быть отведены от цистерн с соблюдением мер безопасности.

5.2.9. Время слива-налива маршрутов, групп и одиночных вагонов-цистерн устанавливается договором с железной дорогой согласно "Правилам перевозки грузов" (разд. 41, § 27, 28, 29, 30).

5.2.10. Разлитые нефтепродукты во время сливно-наливных операций необходимо убирать, а зачищенные места засыпать песком.

5.2.11. Для освещения фронта слива-налива применяются прожекторы, а также стационарные светильники повышенной надежности против взрыва (ПУЭ-76, разд. VII, табл. VII-3-12, Прил. 1, п. 90).

5.2.12. Для местного освещения во время сливно-наливных операций на эстакадах необходимо применять только аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении.

5.2.13. Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн осуществляют при помощи насосов по трубопроводам или самотеком в желоба или заглубленные резервуары.

5.2.14. Светлые нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо) из железнодорожных цистерн должны сливаться через нижние сливные приборы, а в случае их неисправности или отсутствия - через люки цистерны.

Для слива бензинов с высокой упругостью паров могут применяться вакуум-насосы, эжекторы и другие средства, обеспечивающие полный слив железнодорожных цистерн.

5.2.15. Слив и налив нефтепродуктов во время грозы запрещается. Люки цистерн должны быть закрыты.

5.2.16. Под налив должны подаваться исправные цистерны, соответствующие роду наливаемого продукта.

Подготовку цистерн под налив нефтепродуктов производит железная дорога или грузоотправитель за счет железной дороги по соглашению, с соблюдением требований, предусмотренных типовым технологическим процессом подготовки цистерн и ГОСТ 1510-84.

5.2.17. Пригодность цистерн под перевозку соответствующего груза в коммерческом отношении определяет отправитель, который несет ответственность за порчу нефти или нефтепродукта в результате налива в несоответствующую или неочищенную цистерну, а также за последствия неправильного их использования.

В пунктах налива нефтегрузов цистерны, предъявляемые под налив, осматривают инспекторы-приемщики грузоотправителя одновременно с работниками дороги на путях станции или промывочно-пропарочных предприятиях до подачи под налив.

5.2.18. Перед наливом железнодорожных цистерн необходимо:

установить визуально степень загрязнения наружной и внутренней поверхностей цистерн, проверить наличие посторонних предметов;

измерить остаток нефтепродукта, определить его марку и соответствие наливаемому нефтепродукту, установить внутри цистерны наличие мазеобразных отложений, льда или воды и пригодность цистерны под перевозку груза в коммерческом отношении;

установить наличие остатка под колпаком или в торцах котла цистерны;

проверить загрязненность (замазученность) колпака, крышки, рабочей площадки и лестницы у цистерны;

проверить техническое состояние шарнира крышки люка, спецлаза люка или выступа крышки, наличие бензостойкой резиновой прокладки в спецлазу люка;

определить неисправность гаек-барашек, препятствующую герметичному закрытию крышки колпака, или отсутствие их;

установить наличие заглушки патрубка нижнего сливного прибора, прижимного винта или скобы заглушки или повреждение их;

проверить техническое состояние лестниц, крепление стенок, перил, поручней, ограждений и настила рабочих площадок.

Все отмеченные неисправности и недостатки оформляются актом общей формы.

Налив железнодорожных цистерн без отметки технического осмотра не допускается.

5.2.19. Цистерны с неисправными сливными приборами, внутренними и наружными лестницами, крышками, гайками-барашками, с течью в котлах, без проушин на крышках для пломбирования, а также без резиновой прокладки подавать и использовать под налив запрещается.

Дефекты внутренней поверхности котла цистерны, обнаруженные в пункте налива нефтегрузов после приема цистерны инспекторами-приемщиками, устраняет грузоотправитель.

При подаче цистерн с промывочно-пропарочных предприятий на пункт налива по истечению суток с момента подготовки их, а также при поступлении цистерн под налив с открытыми крышками люков дефекты внутренней поверхности котла устраняет грузоотправитель за счет железной дороги.

5.2.20. Во время налива необходимо внимательно следить за тем, чтобы внутрь цистерны не попали посторонние предметы и на поверхности нефтепродуктов не было никаких плавающих предметов.

5.2.21. Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должен производиться спокойной, ровной (непадающей) струей, без разбрызгивания и всплескивания до установленного уровня с учетом возможного расширения от повышения температуры в пути следования.

5.2.22. При обнаружении течи в железнодорожной цистерне налив должен быть немедленно приостановлен до полного устранения неисправности. Если течь устранить невозможно, цистерна должна быть освобождена от налитого нефтепродукта и возвращена на станцию отправления.

5.2.23. Запрещается неисправные нижние сливные приборы железнодорожных цистерн открывать с помощью ломов, кувалд и других инструментов и приспособлений. В этом случае нефтепродукт должен сливаться только через верхнюю горловину цистерны.

5.2.24. По окончании налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны шланги и стояки, расположенные по верху наливных эстакад, должны быть освобождены от нефтепродуктов, а крышки люков цистерн герметично закрыты.

5.2.25. Перед сливом цистерн следует проверить целостность пломб отправителя с представителем железной дороги, затем взять накладные и паспорта качества, отобрать пробы в соответствии с ГОСТ 2517-80, измерив при этом плотность, температуру и высоту наполнения.

5.2.26. В зависимости от вязкости или температуры застывания нефтепродукты по срокам, предоставляемым на разогрев и слив, делятся на четыре группы: I - 4 ч; II - 6 ч; III - 8 ч; IV - 10 ч.

В случае затруднения слива вязких и застывающих нефтепродуктов и необходимости разогрева их в холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) грузополучателю предоставляется на разогрев и слив таких грузов льготное время согласно "Правилам перевозок грузов" (разд. 41, § 38).

5.2.27. При необходимости разогрева вязких и застывающих нефтей и нефтепродуктов в теплый период года начальник станции дополнительно к установленному сроку слива может предоставить грузополучателю дополнительное время в соответствии с § 39 "Правил перевозок грузов".

5.2.28. Если нефть или нефтепродукт прибыли в несоответствующей цистерне (например, мазут, масло в цистерне с верхним сливом), по просьбе грузополучателя срок слива таких цистерн увеличивается, но не должен быть более срока, установленного для механизированного способа слива.

5.2.29. При подаче под слив цистерн с неисправными сливными приборами получателю предоставляется дополнительное время для слива (выгрузки) по соглашению начальника станции с грузополучателем или объединенным транспортным хозяйством.

О прибытии нефти или нефтепродукта в несоответствующей цистерне или в цистерне с неисправным сливным прибором станция слива составляет акт общей формы с участием грузополучателя.

5.2.30. Вязкие и застывающие нефтепродукты и нефть должны перевозиться в теплоизолированных цистернах-термосах или цистернах с паровой рубашкой.

В случае перевозки вязких и застывающих нефтепродуктов в обычных цистернах их подогревают при помощи переносных змеевиков, электрических грелок и др.

5.2.31. Разогревать застывшие нефти и нефтепродукты в железнодорожных цистернах, а также в сливно-наливных устройствах цистерн можно только паром, горячей водой, нагретым нефтепродуктом (циркуляционный метод), песком или электронагревателями. Категорически запрещается применять для этой цели открытый огонь (костры, жаровни, факелы, паяльные лампы и др.).

5.2.32. Паровые змеевики и электрические грелки должны включаться в работу только после погружения их в нефтепродукт на глубину не менее 50 см от уровня жидкости до верхней кромки подогревателя.

Во время подогрева необходимо следить за тем, чтобы при расширении нефтепродукта с повышением температуры не произошло выброса из цистерны.

Температура подогрева жидкости в цистернах должна быть ниже температуры вспышки паров данного нефтепродукта на 15 °C.

5.2.33. Электрические грелки разрешается применять при подогреве нефтепродуктов с температурой вспышки не ниже +80 °C.

Применение электрогрелок должно быть согласовано с пожарным надзором и осуществляться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

5.2.34. Перед установкой грелок необходимо проверить их исправность. Неисправные и незаземленные электрические грелки эксплуатировать запрещается.

5.2.35. Электрические грелки должен подключать персонал с квалификационной группой не ниже III согласно "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей".

5.2.36. При достижении заданной температуры подогрева (см. п. 5.2.32) все грелки должны быть выключены.

До начала слива необходимо прекратить подачу пара и выключить ток.

Категорически запрещается сливать нефтепродукты при включенных грелках.

5.2.37. Налив и слив этилированных бензинов должен осуществляться в строгом соответствии с инструкцией по мерам безопасности при обращении с этилированным бензином.

5.2.38. Любое перемещение железнодорожных цистерн на эстакадах должно быть обязательно согласовано с оператором (старшим оператором) участка (цеха) налива-слива нефтепродуктов и тщательного осмотра готовности цистерн к перемещению.


5.3. ПОГРУЗКА-ВЫГРУЗКА СУДОВ

5.3.1. Каждое судно, прибывающее под погрузку-выгрузку нефти и нефтепродуктов, должно по своей квалификации, конструкции, оборудованию, снабжению и режиму отвечать Правилам Речного Регистра РСФСР, Правилам Морского Регистра СССР, Правилам технической эксплуатации речного транспорта РСФСР, Правилам пожарной безопасности на нефтеналивных судах морского и речного флота; быть подготовленным к погрузке нефти или нефтепродуктов в соответствии с ГОСТ 1510-84, иметь калибровочные таблицы на грузовые танки, утвержденные в установленном порядке.

5.3.2. Нефтепродукты, перевозимые в морских судах наливом, разделяются на три разряда в зависимости от температуры вспышки нефтепродуктов. К первому разряду относятся нефтепродукты, имеющие температуру вспышки ниже 28 °C. Ко второму разряду относятся нефтепродукты, имеющие температуру вспышки 28 - 65 °C. К третьему разряду относятся нефтепродукты, имеющие температуру вспышки от 65 °C и выше.

5.3.3. Погрузку и выгрузку нефтепродуктов первого разряда, а также перекачку из одного танкера в другой необходимо производить при закрытых люках грузовых танков.

5.3.4. До начала погрузки нефтепродуктов в судно капитан обязан получить от нефтебазы сведения о наименовании нефтегруза, его температуре, температуре вспышки, плотности и количестве, без чего капитан не имеет права принимать груз. Грузоотправитель несет ответственность за правильность сведений о грузе.

5.3.5. Капитан, принявший нефтегруз к перевозке, в случаях сомнения может требовать проверки (путем анализа) правильности сделанного грузоотправителем сообщения.

5.3.6. Суда, груженные нефтепродуктами первого разряда (или разгруженные от них, но недегазированные), не должны швартоваться к другим судам и другие к ним, даже если последние стояли в местах, отведенных для выгрузки опасных грузов, кроме лихтеров и портовых судов, если они признаны Морским Регистром безопасными в отношении швартовки и производства каких-либо работ рядом с нефтепродуктами первого разряда.

В тех случаях, когда в порту нет места для швартовки судна, пришедшего с грузом нефтепродуктов первого разряда, его нужно остановить на рейде, в стороне от обычного пути судов, входящих в данный порт и выходящих из него.

5.3.7. Нефтепродукты, перевозимые в речных судах наливом, разделяются на два класса: к первому относятся нефтепродукты с температурой вспышки паров 45 °C и ниже; ко второму - нефтепродукты с температурой вспышки паров выше 45 °C.

5.3.8. Швартовка судов с нефтепродуктами, температура вспышки которых 28 °C и ниже, у причалов должна производиться только неметаллическими канатами.

В виде исключения может быть допущено использование металлических швартовых тросов, при этом рабочие места палубы и битенги швартовых кнехтов должны быть покрыты настилами или изолирующими материалами, предотвращающими искрообразование.

5.3.9. Для определения возможности погрузки и выгрузки нефтепродуктов пришвартовавшееся нефтеналивное судно тщательно осматривают представители водного транспорта, нефтебазы и пожарной охраны.

5.3.10. При операции погрузки-выгрузки нефтепродуктов ответственный нефтебазы по сливу-наливу должен дать четкие указания обслуживающему персоналу смены:

до погрузки судов проверить подготовленность грузовых танков в соответствии с ГОСТ 1510-84;

до выгрузки судов взять паспорта качества, отобрать пробы нефтепродукта в соответствии с ГОСТ 2517-80, сделать анализ взятых проб;

измерить высоту наполнения нефтепродуктов, а также определить высоту слоя подтоварной воды в наливных судах, определить массу поступившего нефтепродукта;

провести контрольное измерение массы нефтепродуктов в резервуарах, подготовленных для сливно-наливных операций, а также убедиться в исправности оборудования этих резервуаров;

наметить схему погрузки-выгрузки и определить шлангующие устройства для подсоединения к судну;

присоединить выбранные шлангующие устройства и подготовить насосы и трубопроводы согласно выбранной технологической схеме перекачки; шлангующие устройства, подаваемые с берега, присоединяет экипаж судна; устройства, подаваемые с судна на берег, - персонал нефтебазы;

дать распоряжение о приеме (отпуске) нефтепродуктов; в случаях появления угрозы выхода судна за зону действия шлангующих устройств необходимо быстро прекратить погрузку-выгрузку;

по окончании выгрузки-погрузки произвести зачистку шлангующих устройств и коммуникаций;

по окончании погрузки-выгрузки закрыть задвижки на трубопроводах и дать распоряжение на отсоединение шлангующих устройств и приведение их в исходное положение.

5.3.11. Указание о подготовке к перекачке должно оформляться заданием, которое заносится в специальный журнал (Прил. 5).

5.3.12. Ответственный работник нефтебазы должен дать распоряжение о начале перекачки только после подтверждения выполнения его указаний по подготовке к погрузке-выгрузке.

5.3.13. Погрузку нефтеналивных судов и выгрузку барж должны производить силами и средствами нефтебазы. Танкеры должны сливаться своими средствами. В пунктах, где у отправителей и получателей отсутствуют средства налива и слива, эти операции могут выполняться пароходствами по договорам с нефтебазой со взысканием стоимости работ по действующим тарифам.

5.3.14. Нормы времени на погрузку-выгрузку нефтеналивных судов устанавливают приказами министерств морского и речного флота по согласованию с комитетами союзных республик или их территориальными управлениями с учетом диаметра и длины трубопроводов, геодезических отметок (резервуар - судно), типов судов и безопасных скоростей перекачки бензина.

5.3.15. При сливе и наливе нефтепродуктов с температурой вспышки паров 120 °C и ниже должны применяться закрытые сливно-наливные устройства.

5.3.16. Для нефтепродуктов с температурой вспышки паров 120 °C и мазутов допускается негерметизированная погрузка-разгрузка судов.

5.3.17. При обнаружении в судне обводненных или загрязненных нефтепродуктов и подтоварной воды нефтебаза и пароходство обязаны принять меры, обеспечивающие выкачку и размещение таких нефтепродуктов в резервуарах отдельно от качественных. В целях подготовки специальных резервуаров капитан судна или диспетчер порта информирует нефтебазу о таких случаях заблаговременно.

5.3.18. Обслуживающему персоналу причала и судна необходимо вести постоянное наблюдение за ходом погрузки или выгрузки.

5.3.19. Вязкие и застывшие нефтепродукты перед сливом из речных нефтеналивных судов должны быть предварительно подогреты до температур, при которых обеспечивается перекачка и выполнение установленных сроков выгрузки, но не выше 70 °C.

5.3.20. Для предотвращения порчи качества масел в наливных судах их подогревают при помощи стационарных подогревательных устройств судна.

5.3.21. Температура нефтепродуктов при наливе в морской танкер должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 5 °C, в противном случае любой нефтепродукт следует относить к первому разряду.

5.3.22. Запрещается погрузка на морской танкер горючих нефтепродуктов, имеющих при погрузке температуру выше 65 °C.

Прием на судно горючих нефтепродуктов тяжелых сортов (мазута, автола, нигрола) в Каспийском бассейне допускается при температуре в момент погрузки: 80 °C мазута, 70 °C автола и нигрола с соблюдением требований, предусмотренных п. 2 общих "Правил перевозок грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения на судах Министерства морского флота 4-М" (Прил. 1, п. 100).

5.3.23. Запрещается погрузка нефтепродуктов первого разряда в морские суда, предназначенные для перевозки нефтепродуктов второго и третьего разрядов.

5.3.24. Лица, работающие на грузовой палубе по погрузке или разгрузке нефтепродуктов первого разряда, должны быть обеспечены обувью на деревянных шпильках или с пришитыми подошвами или галошами. В это время им запрещается держать при себе спички, зажигалки и металлические предметы, которые могут вызвать искру при падении.

5.3.25. Запрещается выгружать нефтепродукты первого разряда из судов непосредственно в вагоны-цистерны и обратно.

5.3.26. Массу принятого из наливных судов продукта нужно измерять в соответствии с "Инструкцией по количественному учету нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и АЗС Госкомнефтепродукта СССР".

5.3.27. Если в лаборатории установят, что качество нефтепродукта не соответствует стандарту, его необходимо слить в отдельный свободный резервуар. На нефтебазах, где нет лаборатории, нефтепродукты принимают на основании паспорта качества грузоотправителя после определения цвета (визуально) и плотности нефтепродукта.

5.3.28. После слива нефтепродукта пробу из резервуара вместе с пробой из наливного судна отправляют на анализ в лабораторию.

5.3.29. При отгрузке нефтепродуктов в наливное судно грузоотправитель в присутствии представителя судна отбирает в установленном порядке среднюю пробу, часть этой пробы опечатывает и через капитана судна передает грузополучателю (капитанская проба) для анализа в своей лаборатории (при поступлении нестандартного груза). Капитанскую пробу хранят на случай арбитражного анализа.

5.3.30. При выгрузке нефтепродуктов из нефтеналивных судов измеряют уровень в танках судна до опорожнения и после него.

Отобранные из судна, согласно ГОСТ 2517-80, пробы представители пароходства и нефтебазы опечатывают и хранят на нефтебазе до окончательной сдачи груза вместе с капитанской пробой, отобранной в пункте отправления.

При разногласиях по качеству сдаваемых нефтепродуктов отобранные пробы используются для анализов с участием представителя пароходства или в нейтральной лаборатории.

5.3.31. На судах, перевозящих нефтепродукты второго и третьего разрядов, при наличии деревянного настила допускается перевозка на палубе нефтепродуктов третьего разряда в таре: в стальных бочках с герметической укупоркой; в прочных жестяных бидонах (с герметическими крышками или пробками), заключенных в деревянные клетки. Нефтепродукт в таре с нарушенной герметичностью к отгрузке не принимается.

5.3.32. Погрузку и выгрузку затаренных нефтепродуктов первого и второго разрядов производят с особой осторожностью и под непрерывным наблюдением помощника капитана.

Подъем и отпуск груза необходимо производить плавно, без рывков и ударов тары друг о друга или о судно. При грузовых работах необходимо в местах возможных ударов прокладывать маты или щиты.


5.4. ОТПУСК НЕФТЕПРОДУКТОВ В АВТОЦИСТЕРНЫ И ТАРУ

5.4.1. Нефтепродукты в автоцистерны отпускают через системы налива типа АСН, автоэстакады и одиночные автостоянки.

5.4.2. Сливать и наливать легковоспламеняющиеся и горючие нефтепродукты на одной площадке под общим навесом допускается в порядке исключения.

5.4.3. Для обеспечения правильного пользования АСН при наливе автоцистерн водители должны пройти на станции налива инструктаж.

5.4.4. Налив нефтепродуктов в автоцистерны должен производиться при неработающем двигателе, водитель обязан контролировать процесс налива. При автоматической системе налива водитель должен выполнять действия, предусмотренные инструкцией для этой системы. На автоналивной эстакаде должен быть строп или штанга для отбуксировки автоцистерн в случае пожара. Допускается налив при работающем двигателе в условиях низких температур.

5.4.5. Налив нефтепродуктов системами АСН осуществляется в следующем порядке:

водитель, подъехав к диспетчерской, сдает документы на право получения нефтепродукта;

диспетчер определяет номер поста налива, сбрасывает показания пульта на нуль, ставит ключ управления в положение "Разрешено" и передает водителю ключ (или два ключа, если налив будет двумя системами);

водитель подъезжает к указанному посту налива, заземляет цистерну, сбрасывает показания счетчика на нуль, открывает горловину цистерны, опускает в нее наливную трубу, вставляет ключ в гнездо клапана-дозатора; при этом включается насосный агрегат и на клапане-дозаторе загорается сигнал "Открой клапан", водитель нажатием рычага открывает клапан - начинается налив.

При достижении в цистерне заданного уровня жидкости срабатывает датчик уровня и налив прекращается. Налив может быть прекращен нажатием кнопки "Стоп" на клапане-дозаторе или пульте дистанционного управления наливом.

Водитель вынимает и приводит в первоначальное положение наливную трубу, закрывает люк цистерны, вынимает ключ, покидает пост налива, передает ключ диспетчеру и получает документы на полученный нефтепродукт.

5.4.6. В автоцистернах должны быть исправными сливно-наливные запорные устройства, крышки люков с прокладками, стойкими к нефтепродуктам и не допускающими выплескивания и подтекания нефтепродуктов при транспортировании.

5.4.7. Автомобильные цистерны, подаваемые под налив нефтепродуктов, должны быть подготовлены согласно ГОСТ 1510-84, табл. 2.

5.4.8. Должностные лица нефтебазы обязаны перед наливом в цистерны легковоспламеняющихся нефтепродуктов проверить исправность искрогасителя, заземляющего устройства, наличие двух огнетушителей, песочницы с сухим песком и лопаты.

На цистерне должны быть знак опасности согласно ГОСТ 19433-81 (Прил. 1, п. 52), заземляющая цепь длиной 100 - 200 мм, которая касается земли.

Неисправные и неукомплектованные пожарным инвентарем автоцистерны к погрузке не допускаются. Автоцистерны должны быть обязательно заземлены.

5.4.9. Нефтепродукты отпускают в мелкую тару (бочки, бидоны и др.) через разливочные. Этилированные бензины отпускают отдельно от других нефтепродуктов.

5.4.10. При наливе нефтепродуктов в мелкую тару необходимо выполнять следующие требования:

металлическая, деревянная, полиэтиленовая тара (бочки, бидоны, барабаны, ящики, банки и др.) должна соответствовать действующим стандартам или техническим условиям и обеспечивать сохранность качества нефтепродуктов;

тара перед наливом должна быть чистой и сухой, в случае необходимости ее пропаривают, моют и сушат;

деревянные бочки и ящики, металлофанерные и фанерные бидоны и барабаны, служащие для разовой перевозки нефтепродуктов, должны быть новыми и чистыми;

непосредственно перед наливом тару осматривают внутри с помощью лампочки во взрывозащищенном исполнении и при обнаружении посторонних предметов, грязи бракуют;

налив нефтепродукта в тару с остатком другого нефтепродукта допускается только в том случае, если этот остаток не испортит наливаемого нефтепродукта;

после налива нефтепродукта тару плотно закрывают пробками.

5.4.11. Наливать легкоиспаряющиеся нефтепродукты следует только в металлическую тару, пробки которой завинчиваются и отвинчиваются специальными ключами, изготовленными из материалов, не дающих искр.

5.4.12. Разрешается отпускать легкоиспаряющиеся нефтепродукты в бочки, установленные в кузове автомобилей, при условии выполнения следующих требований:

оперативная площадка для отпуска нефтепродуктов должна иметь твердое покрытие и располагаться не ближе чем в 30 м от резервуарных парков;

налив производить в бочки, установленные в кузове только одного автомобиля, в исключительных случаях разрешается производить эти операции одновременно на двух автомобилях, если наливные устройства расположены друг от друга на расстоянии не ближе 15 м;

глушитель автомобиля, в кузове которого установлены бочки, должен быть выведен под двигатель или радиатор;

автомобиль, поданный под налив нефтепродуктов в бочки, должен быть установлен на расстоянии 5 - 7 м от бензосчетчиков, во время налива двигатель должен быть выключен; на заправочной площадке должен быть трос или штанга для отбуксировки автомобиля в случае пожара;

наливать нефтепродукты оператор нефтебазы должен при помощи наливного рукава, оборудованного краном "Автостоп", который следует заземлить;

после налива необходимо перекрыть наливные устройства и кран у счетчиков, рукав с пистолетом убрать в специально предназначенное место, бочки, залитые нефтепродуктами, закрыть пробками с прокладками.

5.4.13. Обслуживающий персонал обязан:

знать схемы размещения оперативных площадок и безошибочно выполнять операции отпуска нефтепродуктов потребителям;

соблюдать схему движения автотранспорта в оперативной зоне в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

выполнять все требования по уходу за счетчиками и весами, используемыми для учета отпускаемых нефтепродуктов, в соответствии с паспортом и инструкцией по эксплуатации;

применять средства механизации при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с тарными грузами;

хранить тарные грузы (бочки, бидоны, ящики и др.) согласно требованиям пожарной безопасности и настоящих Правил.

5.4.14. Заправка автомобилей и отпуск расфасованных в мелкую тару нефтепродуктов осуществляется через АЗС, которые эксплуатируются в соответствии с "Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций".


5.5. ПЕРЕКАЧКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ТРУБОПРОВОДАМ НЕФТЕБАЗ

5.5.1. Технологические трубопроводы должны обеспечивать бесперебойное выполнение всех операций по приему, хранению, наливу и отпуску нефти и нефтепродуктов без порчи качества и количественных потерь.

5.5.2. Обвязка резервуаров технологическими трубопроводами должна предусматривать возможность перекачки нефти и нефтепродукта из одного резервуара в другой в случае необходимости или аварии.

5.5.3. Обслуживающий персонал должен знать схему расположения трубопроводов, арматуры, оборудования, их назначение, устройство и инструкции по эксплуатации.

5.5.4. Перекачка различных нефтепродуктов по технологическим трубопроводам должна производиться в соответствии с ГОСТ 1510-84 и нормами технологического проектирования нефтебаз.

Нефтепродукты, применяемые в авиационной технике, а также прямогонный бензин и другие неэтилированные бензины следует перекачивать по отдельным нефтепродуктопроводам, предназначенным только для нефтепродуктов одной группы.

Перекачка нефтепродуктов по внутрибазовым нефтепродуктопроводам допускается при условии предварительного освобождения их от остатков ранее перекачиваемых нефтепродуктов.

Топлива РТ, Т-6 и другие термостабильные топлива для реактивных двигателей, авиационные бензины и авиационные масла следует перекачивать по отдельным нефтепродуктопроводам, предназначенным только для нефтепродуктов одной группы.

5.5.5. Перед каждой перекачкой трубопроводы следует тщательно осматривать, а выявленные дефекты немедленно устранять.

При осмотрах необходимо особое внимание обращать на состояние опор, их исправность и правильное положение труб. Компенсаторы, шарнирные соединения должны иметь свободное движение и обеспечивать герметичность.

5.5.6. При перекачке нефтепродуктов за трубопроводами должно быть установлено наблюдение.

Нельзя допускать превышения установленного для данного трубопровода давления.

5.5.7. Во избежание гидравлического удара и аварии трубопроводов задвижки, краны, вентили нужно открывать и закрывать плавно.

Запорные устройства следует содержать в полной исправности, предполагая возможность надежного, плавного и быстрого перекрытия потока жидкости.

5.5.8. После проведения измерений, оперативного переключения или осмотра арматуры и устройств, расположенных в колодцах, крышки последних следует немедленно закрывать.

Не допускается применять для открытия и закрытия крышек и арматуры ломы, трубы и другие предметы, которые могут вызвать искру или поломку.


5.6. ПРИЕМ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО ОТВЕТВЛЕНИЯМ ОТ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДА

5.6.1. Нефтепродуктопроводы на территории нефтебаз и пунктах налива нефтепродуктов должны оборудоваться предохранительными клапанами. Сброс нефтепродуктов от этих клапанов следует предусматривать в специальные резервуары, объем и число которых определяется по нормам технологического проектирования.

5.6.2. Нефтепродуктопроводы должны быть оборудованы устройствами контроля за их техническим состоянием, а также средствами автоматизации, обеспечивающими ручное, местное и дистанционное закрытие запорной арматуры с диспетчерского пункта магистрального трубопровода или нефтебазы в случае утечек продукта из трубопровода.

5.6.3. Необходимо предусматривать управление запорной арматурой нефтепродуктопроводов: местное (наладочный режим) и дистанционное (автоматическое) - диспетчером магистрального нефтепродуктопровода или оператором нефтебазы.

Страницы документа:

1 2 3 4 5 6
Как сделать перелом не больно 275
Плафоны 586
Как сшить
Плафоны 303
Технология разведения
Плафоны 10
Красивые коробки
Плафоны 369
Как составить схему
Плафоны 35
Плафоны 60
Плафоны 92
Плафоны 43
Плафоны 98
Плафоны 14
Плафоны 49
Плафоны 60
Плафоны 95

Похожие статьи